сского языка как иностранного.  
Конечно, возникает вопрос, с чего начать обучение, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком?  Прежде всего необходимо сформировать у учащихся положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, определить уровень владения языком.
На первом этапе обучения надо добиться, чтобы все ученики полностью знали алфавит, правильно произносили трудные для них звуки, научились читать. Во время чтения дети чаще всего не понимают смысл многих слов,  поэтому лексическое значение каждого нового слова необходимо выяснить, поставить ударение, произнести по слогам.
При изучении грамматики специально подобранные упражнения должны в своей основе содержать зрительное восприятие буквенного изображения слова, соотнесение записи слов с рисунками, построение предложения с постепенным его расширением. Введение игрового элемента в урок поможет разрушить представление учащихся о сложности заданий и будет способствовать эффективному усвоению материала.
Итак, учитель русского языка как иностранного не просто знакомит школьников с русской языковой системой, но вместе с тем он учит их умению общаться на русском языке.
План урока русского языка как иностранного в 5 классе.
Тема: «Имя существительное» (второй урок).
Цель:
  1. учить детей выделять имена существительные среди других частей речи;
  2.  дать представление о значении в речи этой категории слов;
  3. отрабатывать навык постановки существительных в начальную форму;
  4. совершенствовать речь детей.
Оборудование: подготовленная заранее запись на доске, таблица с текстом.
Ход урока
  1. Работа с текстом, записанным на доске.
- Прочитайте текст.
Солнце ушло за лес. Наступил вечер. Зимний сон сковал деревья. Снег занёс звериное жильё.
- В каком предложении выделите имя существительное?
- Докажите это.
- Какие правила спрятаны в словах: солнце, деревья, вечер, снег, жильё (по мере ответов учитель стирает с доски существительные, разобранные учащимися).
- Какие ещё существительные остались в тексте?
- Давайте прочитаем текст без всех существительных. Всё ли нам понятно?
Вывод: без существительных мы не можем понять, о чём говорится. Они важны в речи.
- Теперь восстановим текст. Прочитаем его хором. Ещё раз просмотрим глазами, как пишутся слова. Запишем по памяти (закрывает текст).
Чтение записанного текста одним-двумя учащимися.
Ответ на вопрос, какие существительные они записали.
- Какую роль имена существительные играют в нашей речи? (Слабые учащиеся списывают текст с карточки, вставляя пропущенные имена существительные.)
  1. Игровой момент.
Учитель называет имена существительные, ученики дают обобщающее понятие:
Медведь, воробей, гусеница - ?
Дождь, град, молния - ?
Храбрость, честность, доброта - ?
- Хорошие это черты человека или плохие?
- Назовите противоположные черты.
(Учитель в процессе ответов детей на вопросы награждает учащихся игровыми жетонами; ряд, получивший большее количество жетонов, объявляется победителем; или в журнал проставляются соответствующие отметки).
  1. Работа по учебнику Е.В. Какориной и др. «Русский язык: от ступени к ступени» (1). Разбираются и выполняются задания № 10, 11, на с. 36 – 37, № 18 на с. 40.
  2. Работа над словосочетанием.
Задание выполняется на доске и в тетрадях.
Вписать подходящие по смыслу имена существительные, указать их род.
Дружная  _____________ ,                футбольный ___________ ,
субботний ____________ ,                известная ____________ ,
летучая ______________ ,                 тёплое ______________ ,
красное _____________ ,                 верный _____________ .
  1. Творческая работа.
Из слов каждой строчки составить предложение.
Ваня, лесом, любовался.
Соком, налилась, алым, земляника.
Опушке, увидел, на, он, рябину.
- Назовите имена существительные.
- На какие вопросы отвечают существительные Ваня, земляника?
- Выполните по образцу: лесом - лес, соком – (  ______). Поставьте вопросы к словам лес, сок. (Школьники учатся ставить слова в начальную форму.) Приведите примеры имён существительных с вопросом кто? или что?
  1. Задание на дом.
  2. Вывод по уроку.
Список использованной литературы
  1. Добровольская В. В. От плана к уроку // Русский язык за рубежом. – 1981. - №1.
  2. Иевлева З. Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка как иностранного. М., 1979
  3. Какорина Е.В. и др. Русский язык от ступени к ступени. Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в трёх частях). Часть 1. – М., Этносфера, 2007
  4. Малышев Г. Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. СПб.: Златоуст, 1994
  5. Скалкин В. Л. Основы обучения устной речи. М., 1981

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога